Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Алена, 45 - 28 ноября 2006 02:07

Все
Отредактировано:28.11.06 02:20
Итак, продолжаем размышлять на тему отношений отцов и детей. Вот опять несколько выписок из книги по психологии:

[COLOR=brown]*****
Наше «я» возникло не сразу, оно формировалось постепенно, в возрасте от года до трех. Психолог Л. С. Выготский сделал в свое время замечательное открытие, которое назвал «кризисом трех лет». В этом возрасте ребенок впервые начинает ощущать себя как самостоятельную личность. И слово «кризис» здесь не случайно, потому что это время, когда малыш ведет себя ужасно, но не по природной своей вздорности, а просто потому, что именно в это время он пытается донести до окружающих и, кстати сказать, до самого себя, что он есть.Слово «нет» в его репертуаре становится основным, он без конца капризничает, протестует и саботирует все подряд. Почему он это делает? Потому что только так он может почувствовать себя. Когда мы соглашаемся с кем-то или с чем-то, мы как будто отождествляемся с этим «кем-то» и «чем-то». Когда же мы не соглашаемся, протестуем, то напротив, утверждаем собственное «я», свое мнение, свою позицию.

*****
Итак, в три года мы впервые ощутили свое «я», и это, в большинстве случаев, не сходило нам с рук. Родители были возмущены нашим непослушанием, сопротивлением, протестом. Они пытались «завернуть гайки», а мы предпринимали попытки выжить, застолбить свое место в группе — заставить их уважать и слышать себя. Разумеется, все это выходило и у нас, и у них не бог весть как, но выходило. И в этом противостоянии — абсолютно естественном — стала кристаллизоваться наша личность. И то, какими мы стали, определяется, по сути, тем, как мы провели свои детские годы.

*****
[B]Теперь, прежде чем двигаться дальше, нам надо уяснить суть группового (или иерархического) инстинкта самосохранения. Иерархический инстинкт предполагает, что каждый член группы занимает свое место в иерархии — то есть определенное положение в отношении «верх—низ». На биологическом уровне мы понимаем, — кто сильнее, а кто слабее нас, чьи распоряжения являются обязательными к исполнению, а чьи могут быть проигнорированы. Мы готовы подчиняться, но только тем, кто, как мы чувствуем, имеет над нами власть, и хотим управлять теми, кто, как нам кажется, должен чувствовать себя в отношении нас подвластными. И мы должны осознать — это сидит в каждом из нас и от этого никуда не деться. Буквально холкой мы чувствуем тех, кому мы должны подчиняться, и тех, кто должен подчиняться нам. Причем степень нашего взаимного родства не имеет в этом вопросе никакого значения: мы боимся тех, кто «наверху», мы не принимаем в расчет тех, кто «внизу», и мы чувствуем себя наиболее хорошо с теми, кто с нами «на равной ноге».[/B]
*****
Родитель может сколь угодно долго уверять нас, что он «демократичен», что он «партнер» и «друг». Но мы, будучи его ребенком, чувствуем, что он «начальник», и он, кстати сказать, чувствует то же самое. Как, в таком случае, он будет воспринимать наши попытки заявить о своем «я»? Которые, на самом деле, есть самый настоящий саботаж, ведь мы — ни много ни мало — требуем признать свою суверенность, «незалежность», а проще говоря, пытаемся дискредитировать иерархический инстинкт.

*****
Многие матери кричат от злости и досады. Некоторые даже говорили мне, что много раз чувствовали, что могли бы убить своих детей. Одно такое переживание не приведет ребенка к всеохватывающему ощущению ужаса, но если оно представляет собой бессознательную позицию матери, то воздействует на него, вызывая страх, что его покинут или уничтожат. В ответ ребенок развивает по отношению к матери такую ярость, что она почти ужасает.

Александр Лоуэн

*****
После того как мы впервые демонстрируем свои обиды, свою оскорбленность и свое недовольство поведением родителей, начинается новый виток нашего взаимного противостояния. Сначала родители пытаются обратить все происходящее в шутку. Конечно, им непонятно, почему, собственно, их ребенок на них обижается — «он же маленький», «он ничего еще не соображает», да и вообще «он должен знать свое место» и «не высовываться». Им непонятно, и они раздражаются.
Позабавившись, сколько это было возможно, нашим «смешным» реакциям сопротивления и противостояния, иерархический инстинкт наших родителей, впрочем, не только не унимается, а напротив, лишь распаляется. Все происходит так, словно бы властителям (пусть и подсознательным) был брошен вызов (пусть и не осознанный смельчаками таким образом). Кто-то из родителей воспринял это более спокойно, кто-то менее, но, как правило, сами они и не догадываются, что оказались заложниками своего иерархического инстинкта, который не терпит «слабых выскочек».

Борьба за пресловутую пальму социального первенства не бывает красивой. И если для детей эта битва принципиальна, то родителей она раздражает. Они знают, что они сильнее, они чувствуют свою власть и свое право, а потому все эти детские притязания на некое «господство» лишь какое-то время их забавляют, а затем «наскучивают» или начинают откровенно бесить.
Это подсознательное противостояние личностей выливается или в мелкие издевательства над детьми со стороны родителей (в виде бесконечных подтруниваний, издевок, подначиваний), или в формальный повод сорваться на своего ребенка, выместить на нем свое раздражение (подчас возникшее где-то в совершенно другом месте и в других отношениях).
Иерархический инстинкт какое-то время можно облекать в шутку, но в определенный момент он все равно берет верх над родителями и они, вольно или невольно, унижают своего ребенка. [/COLOR]
Добавить комментарий Комментарии: 5
Иван
Иван , 39 лет29 ноября 2006 18:38
Ну про детей и подавление их индивидуальности он тоже писал ("Бегство от свободы". Книга вышла в 1939 году.).
Алена
Алена , 45 лет29 ноября 2006 18:27
Фромм имел в виду, скорее всего, взрослую личность, а тут речь идет о ребенке 3-х лет
Иван
Иван , 39 лет29 ноября 2006 18:20
Когда я читал Эриха Фромма он там писал, что СТРЕМЛЕНИЕ властвовать и подчиняться есть проявление авторитарных элементов личности (иначе садистко-мазохистких) и это... не есть хорошо.
Алена
Алена , 45 лет28 ноября 2006 12:34
Продолжение следует.... Все-таки нам надо понять, откуда взялся этот конфликт с родителями. Как видно, корни идут еще из детства. Но я прочитаю книгу до конца, и надеюсь, что все станет ясно.
Жюли
Жюли , лет28 ноября 2006 03:32
Моя дочка как раз в таком кризисе. Ей - "стрижено", а она - "брито". Иной раз не заставишь что-то сделать, но если ей что-то нужно - вынь да положь. Но тут разграничиваю. Если она сходила по-большому, и ее надо подтереть - всё брошу и подотру. Если я играю на компе, а она просит есть или почитать ей книжку - брошу игру на компе и накормлю ее или почитаю. Но если ей хочется конфетку или посмотреть мультики, а я в это время мою посуду (готовлю, собираю белье) - пусть подождёт. Взрослых от работы отвлекать нельзя. Свекровь всё кудахтает: "Она маленькая, не понимает". Да всё она понимает! Мы, взрослые, часто недооцениваем детей, а они гораздо умнее, чем мы думаем и понимают гораздо больше, чем мы думаем. Я поняла это, став матерью.
RU-CENTER. Регистрация, аукционы, паркинг доменов. Хостинг

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.